Экономическая и политическая ситуация в стране, несомненно, сказалась и на рынке логистических услуг. Из ключевых тенденций ушедшего 2014 года специалисты отмечают снижение объемов импорта из Европы (до 40 %), связанное с введением санкций, а также стремительное ослабление рубля. Крупные и средние игроки рынка теперь и не мечтают о развитии. Главное для них сейчас – удержать позиции: поставки упали на 50 – 100 %.

Несмотря на традиционное оживление грузопотоков в декабре, годовые результаты деятельности перевозчиков вряд ли можно назвать оптимистичными.

– Основное препятствие – курс доллара, – рассказывает и.о. компании «Вавилон Групп» Владислав Лавренцов, – причем роль здесь играет даже не столько скачок стоимости валюты, сколько динамика ее колебаний. Приходится закладывать на скачки курса большие средства, что ложится порой непосильными тратами на компании.

Есть и другая проблема – повышение тарифов на услуги РЖД на 10 %. Мало этого, растут амбиции субподрядчиков. Коммерсанты, совершающие погрузочно-перегрузочные, уборочные и другие работы, попросту воспользовались ситуацией и накрутили расценки на свои услуги.

– Перевозки по морю стали в разы дороже, – говорит председатель регионального отделения «Деловая Россия» Владимир Шеянов. – Помимо того, что нужно оплатить железнодорожный тариф за перевозку контейнера, существуют различные платежи за растаможку и др. оплаты – они выросли на 100 %. Я понимаю, что скачок доллара сказался на инфляции, но не до такой степени, чтобы потребитель почувствовал на себе все риски.

Как будет развиваться ситуация дальше, покажет время. А пока логисты ищут пути выживания на рынке в новых реалиях, перевозки будут дорожать. Затраты заказчики обязательно включат в стоимость товара.