С 19.05.2003 в России действует новый устав ж/д транспорта. Он был введен Федеральным законом №18-ФЗ от 10.01.2003. С того времени в устав было внесено ряд изменений – в 2007, 2008, 2012, 2014 и 2015 годах. Также дополнительно был принят ряд нормативно-правовых актов, которые разъясняли и уточняли его отдельные положения.

Устав принимался в составе пакета, реформирующего железнодорожный транспорт России. В связи с этим он определяет функционирование железной дороги по совершенно новой организационной системе. Двумя ее главными отличиями от предыдущего варианта являются:

  • разделение процесса перевозки на два самостоятельных вида – собственно транспортировку и услуги инфраструктуры;
  • предоставление с целью развития конкуренции возможностей для появления независимых перевозчиков на ж/д транспорте.

Устав определяет права, обязанности и разграничивает ответственность юридических и физических лиц при использовании железнодорожного транспорта. Он регулирует взаимоотношения между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктуры, владельцами ж/д путей необщего пользования, пассажирами и другими участниками процесса перевозки.

Согласно уставу перевозчиком может стать любое предприятие, организация или физическое лицо, которые владеют подвижным составом и имеют соответствующую лицензию (в предыдущем варианте такая возможность была только у железных дорог).

Устав состоит из девяти глав:

  • Глава 1. В ней рассматриваются общие положения устава.
  • Глава 2. Посвящена перевозке грузов, контейнеров и повагонным отправкам.
  • Глава 3. Регулирует взаимодействие владельцев инфраструктуры и компаний-перевозчиков при выполнении перевозок грузов, пассажиров и багажа.
  • Глава 4. Посвящена железнодорожным путям необщего пользования.
  • Глава 5. Рассматривает особенности грузоперевозок в прямом смешанном сообщении.
  • Глава 6. Оговаривает правила перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа.
  • Глава 7. Разграничивает ответственность перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев инфраструктуры, владельцев ж/д путей необщего пользования и пассажиров.
  • Глава 8. Включает в себя акты, претензии и иски.
  • Глава 9. Состоит из заключительных и переходных положений.